Убыточны почти все
Законодательно концессии в ЖКХ закрепили еще в 2010 году: основные поправки, регулирующие этот тип управления, внесены в закон "О концессиональных соглашениях". До 2010 года частные инвесторы могли арендовать предприятия, а после внесения поправок инвесторы выбирали из двух вариантов. Но бума концессиональных соглашений в 2010 году не произошло. Текущая тарифная политика не соответствует расходам даже на поддержание инфраструктуры, объясняет директор по развитию ГК "Межрегиональный коммунальный союз" (создана фондом Glorax Capital) Наталья Готова. При этом бизнес в сфере ЖКХ, по ее словам, "находится на грани рентабельности", а износ существующей инфраструктуры близок к 100%. Сейчас в России, по данным Минстроя, действуют около 400 концессий в сфере тепло-, электро- и водоснабжения. В водоснабжении и водоотведении частные операторы занимают около 20% рынка. Договоры концессии подписали некоторые крупные инвесторы — например, ООО "Воронеж Водоканал" принадлежащий "Росводоканалу" (РВК; входит в "Альфа-Групп") с марта 2012 года по договору концессии обеспечивает услугами водоснабжения и водоотведения население и предприятия Воронежа (см. врез). Всего же в России около 30 тыс. регулируемых организаций в тепло- и водоснабжении, государству принадлежит почти половина. Доминирующая доля государственных унитарных предприятий убыточна, говорят в Минстрое. Кроме того, эти предприятия требуют ремонта. Чтобы привести в порядок системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, согласно подсчетам Минстроя, ежегодно необходимо вкладывать по 500 млрд руб. в течение десяти лет.
Инвесторы не спешат
Минстрой рассчитывает отремонтировать существующие системы ЖКХ за счет частных инвесторов. Повысить интерес бизнеса к концессионным соглашениям министерство надеется за счет утверждения прозрачной системы тарифов на ЖКХ. Согласно постановлению правительства от января этого года в рамках новых конкурсов на договоры концессии, само конкурсное задание, как и раньше, сформируют муниципальные власти. В него войдут целевые показатели качества услуг и тарифы на весь срок соглашения (обычно от 15 до 25 лет), что сделает предсказуемым будущий заработок. Победить в конкурсе на концессию сможет тот, кто прогарантирует муниципальным властям качественные изменения услуг унитарных предприятий быстрее других и за меньший тариф. Если победитель не выполнит взятые обязательства, сначала он получит штраф, а впоследствии муниципалитет сможет в судебном порядке расторгнуть договор. В случае расторжения местные власти вернут концессионеру те средства, которые он вложил в строительство или реконструкцию сетей, но не успел вернуть в рамках параметров тарифного регулирования, поясняют в Минстрое. В новой системе много минусов, считает начальник управления по правовым вопросам и корпоративным отношениям РВК Инга Быкова. Невыгодной для победителя конкурса становится система учета концессионной платы в устанавливаемых тарифах. "Она теперь не учитывается в тарифе, то есть наличие концессионного платежа будет означать постоянные убытки. Инвесторы просто не придут на конкурс", — прогнозирует она. Кроме того, согласно новым правилам, задание концессионеру формируется на основании схем теплоснабжения и (или) водоснабжения и водоотведения, которые во многих регионах еще не утверждены, рассказывает председатель совета директоров "Российских коммунальных систем" (РКС — основной акционер ГК "Ренова") Григорий Терян. "Также обязательным условием проведения конкурса является техническое обследование передаваемых объектов, но документа о порядке его проведения нет", — объясняют в РКС. Для того чтобы повысить интерес инвесторов, надо менять тарифную политику, считает Наталья Готова из "Межрегионального коммунального союза". "Тарифы должны компенсировать расходы бизнеса на обслуживание, развитие и модернизацию производственных фондов, и тогда возможно достижение рентабельности продаж в 10—15%", — считает Готова.
Анастасия Дуленкова